+7 (495) 600-44-40, 8-800-200-98-97

Контакты

URVISTA в прессе. Услуги частников: риски и гарантии

19.11.15

Комментарии ген. директора юридической компании URVISTA Алексея Петропольского для газеты «Санкт-Петербургский курьер» на тему: «Услуги частников: риски и гарантии»

Новый наливной пол стал отслаиваться, отремонтированная ванна потекла, а человек, выполнявший работы, больше не отвечает на звонки. Знакомая ситуация, не правдали. Можно ли защитить себя и свой бюджет от рисков, связанных с услугами специалистов и рабочих, нанятых в частном порядке?

Заботьтесь о доказательствах

Не только ремонт в квартире, но и любая поломка или установка домашней бытовой техники предполагают финансовые вложения, порой совсем не маленькие. Мы хотим сэкономить и обращаемся за помощью не в специализированную фирму, а к частному специалисту, который готов браться за разнообразные работы: и пол выровняет, и ламинат положит, и сантехнику установит. Но если взаимоотношения с исполнителем основываются только на доверии, никак документально не подкрепленном, заказчик нередко рискует остаться «у разбитого корыта». Если услуги будут оказаны некачественно, он не только не сможет вернуть потраченные деньги, но также будет вынужден за свой счет исправлять выявленные недостатки.

Безусловно, никто не застрахован от таких ситуаций и при сотрудничестве с компанией, тем не менее именно в случае с частниками мы, как заказчики, не уделяем должного внимания оформлению необходимых документов. Юристы напоминают, что в случае, когда работы выполняет частное лицо, а не индивидуальный предприниматель или организация, и притом без заключения договора, интересы заказчика не защищает ни закон «О защите прав потребителей», ни Роспотребнадзор.

«Если некачественные услуги вам оказал работник без регистрации ИП, теоретически вы можете обратиться в правоохранительные органы с заявлением о том, что он незаконно занимается предпринимательской деятельностью, но это не поможет вам компенсировать убытки, — поясняет Алексей Петропольский, руководитель юридической компании. — Если ремонтные работы выполнялись в частном порядке, по устной договоренности, без заключения договора, в котором до мельчайших деталей было бы прописано само техническое задание и установлены используемые материалы, — доказать недобросовестность исполнителя и взыскать с него убытки невозможно. В подобных ситуациях отношения строятся на доверии, и заказчики подвергают себя очень большому риску. Если вы предпочитаете сэкономить на услугах специализированной компании по ремонту и нанимаете частную бригаду, единственный способ обезопасить себя в финансовом отношении — это отдавать рабочим деньги под расписку. При этом важно, чтобы документ был грамотно составлен, с обозначением места, времени передачи денег, паспортными данными и контактными сведениями лиц, кто передает и кому передает деньги, и желательно в присутствии свидетелей. Такой документ будет учтен судом в качестве подтверждения того, что вы оплатили услуги работника».

В практике юристов был случай, когда суд обязал рабочего возместить ущерб, нанесенный заказчику. В результате его некачественной работы по подключению стиральной машины произошло затопление части кухни: ламинат размок и облез, частично были повреждены обои, пострадал потолок в квартире этажом ниже. Именно благодаря расписке, в которой было указано, за какие именно услуги были переданы деньги исполнителю, а также заключению независимой компании, по какой причине произошла утечка, удалось в досудебном порядке взыскать с исполнителя около 75 тысяч рублей.

Где его искать

– Будет гораздо лучше, если между заказчиком и исполнителем составлен договор, пусть даже самый примитивный, — говорит Петр Домбровицкий, председатель коллегии адвокатов. — Договор содержит основную информацию об исполнителе: юридический и фактический адрес, счет, паспортные данные и т. п. И в этом случае в соответствии со ст. 4 «Качество товара (работы, услуги)» закона РФ No 2300 «О защите прав потребителей» доказывает в суде наличие той выполненной работы, к которой вы предъявляете претензии.

Если договора нет — собственник квартиры упирается в стену, но не в свою, некачественно отремонтированную, в юридическую. Так как даже найти исполнителя работ может оказаться для него непосильной задачей.

– Сложно даже прогнозировать, когда наши сограждане осознают практическую необходимость составления договора. Заказчики ремонта страдают от своей юридической безграмотности, это типичное явление в адвокатской практике. «Прораб нам сказал, что с официальным договором стоимость услуг будет выше, так как бригаде придется выплатить налоги» — вот одно из «стандартных» оправданий, — отмечает Петр Домбровицкий.— В гражданском судопроизводстве стороны сами должны доказать обстоятельства, на которые ссылаются, — отсюда вывод: подавая исковое заявление, соберите максимум доказательств — чеки, фото, при необходимости — заключения экспертов и т. п. Также для себя нужно четко определить цель: вы желаете вернуть деньги, заставить устранить неполадку? Не следует забывать и о моральном вреде, и о возможности вернуть средства, потраченные на юридическую помощь в суде со стороны ответчика. Хотя пока еще суды взыскивают минимальные суммы, ситуация рано или поздно изменится.

Из практики адвокатов: частное лицо обязалось произвести замену окон в квартире потребителя на более качественные, импортного производства. Между заказчиком и исполнителем был заключен договор в простой форме. Однако работа оказалась выполнена недостаточно квалифицированно. В процессе эксплуатации образовались щели между стенами и рамами, были выявлены и другие недостатки. После предъявления претензий исполнитель перестал отвечать на звонки по телефону либо давал пустые обещания все исправить, то есть в до судебном порядке сторонам договориться не удалось. Потребитель вынужден был обратиться в суд. Следуя рекомендации своего адвоката, клиент в качестве дополнительного весомого аргумента по «ускорению исполнения решения суда» дополнил требования одновременным наложением ареста на имущество исполнителя. Это сразу подействовало: исполнитель предложил заключить мировое соглашение, которое и было утверждено в суде. Решение суда также было исполнено в кратчайшие сроки, поскольку ответчик был заинтересован в скорейшем снятии ареста на свое имущество.

Требуйте гарантии

Отдельно следует сказать о ситуациях, когда дефекты обнаруживаются заказчиком не сразу, а по прошествии длительного времени. Например, наливной пол в квартире начал трескаться и отслаиваться только спустя два месяца после проведения работ по его заливке. Здесь, как и в других случаях, важен факт наличия подтверждающих проведение работ документов. «Поскольку при отсутствии договора шансы на возврат денег или переделку за счет ремонтника очень малы, заказчику в режиме «здесь и сейчас» придется своими силами оценить работу сразу после ее сдачи и понимать, что при последующем обнаружении дефекта доказать свою правоту будет сложно. Известны, конечно, случаи, когда граждане, проводившие ремонтные работы без заключения договора, привлекались к ответственности на основании показаний свидетелей, но они очень редки», — рассказывает Лариса Шаповалова, начальник отдела контроля качества по обращениям потребителей СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров, работ и услуг».

Источник: kurier-media.com